История театра

Константин Сергеевич Станиславский со студийцами
© Архив Электротеатра Станиславский

История театра

История нашего театра начинается 16 марта 1935 года, когда приказом Наркомпроса РСФСР была организована Оперно-драматическая студия под руководством Константина Сергеевича Станиславского – экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практической апробации его системы работы актера над ролью и, в частности, нового "метода физических действий", а также подготовить педагогические кадры, способные объяснять принципы системы в дальнейшем. Студийцы оперного и драматического отделений должны были в будущем составить готовые коллективы подготовленных артистов-единомышленников. Набор студентов продолжался несколько месяцев, и студия открылась 1 октября 1935 года. В педагогический состав студии входили в частности Зинаида Соколова, Мария Лилина, Михаил Кедров, Василий Орлов, Леонид Леонидов, Мария Кнебель, Антонина Нежданова, Иван Москвин, а также группа из 11 педагогов-ассистентов. Руководителем Оперного отделения студии стал дирижер Николай Голованов, а директором Вениамин Радомысленский. Первой полноценной постановкой Студии стала опера Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан».

К. С. Станиславский на зачетах в Оперно-драматической студии. 1938 год. © Архив Электротеатра Станиславский
К. С. Станиславский на зачетах в Оперно-драматической студии. 1938 год. © Архив Электротеатра Станиславский

После смерти К.С. Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик – актер и режиссер МХАТа Михаил Кедров. В 1940 году студийцы представили зрителям свой первый драматический спектакль – «Три сестры». Спектакль шел многие годы, был сыгран более 600 раз.

«Три сестры». Реж.-пост. М. Кедров, реж. Б. Флягин, О. Андровская, И. Мазур. Ольга – Ольга Пятницкая, Маша – Тина Гурко, Ирина – Нонна Мейер. @Архив Электротеатра Станиславский
«Три сестры». Реж.-пост. М. Кедров, реж. Б. Флягин, О. Андровская, И. Мазур. Ольга – Ольга Пятницкая, Маша – Тина Гурко, Ирина – Нонна Мейер. @Архив Электротеатра Станиславский
Афиша 600-го спектакля «Три сестры». @Архив Электротеатра Станиславский
Афиша 600-го спектакля «Три сестры». @Архив Электротеатра Станиславский

Во время войны Студия была эвакуирована в Узбекистан, где продолжалась подготовка спектаклей. Многие из студийцев ушли добровольцами на фронт, а из оставшихся были образованы концертные фронтовые бригады. В 1943 году была выпущена комедия Ричарда Шеридана «День чудесных обманов» в постановке Георгия Мальковского и Григория Кристи, выдержавшая впоследствии более 1000 представлений.

Фронтовая бригада театра. 1941 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Фронтовая бригада театра. 1941 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «День чудесных обманов». Режиссеры Г. Мальковский, Г. Кристи. Середина 1940-х годов. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «День чудесных обманов». Режиссеры Г. Мальковский, Г. Кристи. Середина 1940-х годов. @Архив Электротеатра Станиславский

В 1946 году статус Студии официально изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского. Выпускники нескольких лет стали профессиональной труппой. Среди них были будущие народные и заслуженые артисты Лилия Гриценко, Петр Глебов, Борис Левинсон, Борис Лифанов, Тина Гурко, Надежда Животова, Лев Елагин. Многие из них работали в театре до конца жизни.

Два года спустя, после выхода постановления Сомина СССР о сокращении госдотации театров и переходе на самоокупаемость, оперное отделение, ставшее балластом для испытывавшего хозяйственные и творческие трудности театра, было упразднено, и он получил название Московского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Михаил Яншин, Евгений Урбанский в сцене из спектакля «Современная трагедия». Реж. М. Яншин. 1961 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Михаил Яншин, Евгений Урбанский в сцене из спектакля «Современная трагедия». Реж. М. Яншин. 1961 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Афиша спектакля «Дни Турбиных». @Архив Электротеатра Станиславский
Афиша спектакля «Дни Турбиных». @Архив Электротеатра Станиславский

В 1950 году художественным руководителем театра стал известный мхатовский актер, ученик Станиславского Михаил Михайлович Яншин, с именем которого связан наиболее длительный период стабильного успеха. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Реваз Эбралидзе, Эмиль Брагинский, Владимир Пистоленко) и драматургия стран восточно-европейского соцлагеря (Павел Когоут, Леон Кручковский) с зарубежными пьесами предшествующих десятилетий, впервые попавшими на отечественную сцену: Бернарда Шоу, Федерико Гарсиа Лорки, Бертольда Брехта, Эдуардо де Филиппо. Настоящими хитами стали постановки «Грибоедова» Сергея Ермолинского (1950), «Дней Турбиных» Михаила Булгакова (1954) и «Чайки» Антона Чехова (1954).

Именно в те годы сложился яркий актерский ансамбль молодых актеров: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Игорь Козлов, Ольга Бган, Нина Веселовская, Генриетта Рыжкова. Яншин привел в театр блестящего художника Бориса Эрдмана, привлек к работе знаменитых композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке.

В 1957 году при театре по инициативе режиссеров Александра Аронова и Льва Елагина была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались в том числе юные Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.

Сцена из спектакля «Антигона». Реж. Б. Львов-Анохин. Евгений Леонов – Креон, Елизавета Никищихина – Антигона. 1966 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Антигона». Реж. Б. Львов-Анохин. Евгений Леонов – Креон, Елизавета Никищихина – Антигона. 1966 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Маленький принц». Реж. Е. Еланская. Маленький принц – Ольга Бган. 1967 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Маленький принц». Реж. Е. Еланская. Маленький принц – Ольга Бган. 1967 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В 1963 году театр возглавил Борис Александрович Львов-Анохин, режиссер утонченного чувства формы и стиля, склонный к постоянному художественному поиску. Здесь вышел его лирический эпос «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова; документальное «Шестое июля» Михаила Шатрова. Значительным событием стала «Антигона» Жана Ануя с Елизаветой Никищихиной в главной роли. Львов-Анохин продолжил усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать с непривычным репертуаром – в эти годы коллектив пополнили Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов.

После ухода Львова-Анохина в 1969 году на пост главного режиссера театра был назначен руководитель Пермского академического театра драмы Иван Тимофеевич Бобылёв, который, несмотря на удачную постановку «Женитьбы Белугина» Александра Островского, вскоре покинул театр. Ему на смену пришел молодой Владимир Кузенков, получивший известность постановками в провинции. Внимание к театру в этот период было связано с именами приглашенных режиссеров: Александра Товстоногова, поставившего первым в Москве «Прощание в июне» Александра Вампилова и Леонида Варпаховского, для которого «Продавец дождя» Ричарда Нэша (спектакль стал визитной карточкой театра и сохранялся в репертуаре более 30 лет) и «Волки и овцы» Александра Островского стали итоговыми в карьере.

Сцена из спектакля «Продавец дождя». Реж. Л. Варпаховский. 1973 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Продавец дождя». Реж. Л. Варпаховский. 1973 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В середине 1970-х годов театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссера Андрея Алексеевича Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. С их деятельностью принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. К.С. Станиславского. Два спектакля Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе Виктора Славкина – стали важнейшими явлениями театральной жизни.

Сцена из спектакля «Взрослая дочь молодого человека». Реж. А. Васильев. Прокоп – Юрий Гребенщиков, Люська – Лидия Савченко, Ивченко – Эммануил Виторган, Бэмс – Альберт Филозов. 1979 год. Фото А. Бертика. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Взрослая дочь молодого человека». Реж. А. Васильев. Прокоп – Юрий Гребенщиков, Люська – Лидия Савченко, Ивченко – Эммануил Виторган, Бэмс – Альберт Филозов. 1979 год. Фото А. Бертика. @Архив Электротеатра Станиславский

С 1980 по 1989 годы театр возглавлял Александр Товстоногов, но, несмотря на по-прежнему сильный актерский состав и несколько удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой, «Порог» Алексея Дударева, «Ной и его сыновья» Юлия Кима, «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» Аркадия Ставицкого), театр начал терять популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра с длительным периодом неясности творческой программы.

Сцена из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, д. 40». Роза – Римма Быкова. 1986 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, д. 40». Роза – Римма Быкова. 1986 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский

Труппа театра в 1980-е годы. @Архив Электротеатра Станиславский
Труппа театра в 1980-е годы. @Архив Электротеатра Станиславский

С начала 1990-х в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.

Сцена из спектакля «Лысый брюнет». Лысый – Петр Мамонов, Брюнет – Денис Бургазлиев. 1992 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Лысый брюнет». Лысый – Петр Мамонов, Брюнет – Денис Бургазлиев. 1992 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Мужской род, единственное число». Реж. С. Спивак. Фрэнк Хардер – Владимир Коренев, Матильда Ламар – Людмила Лушина, Альбер Ламар – Владимир Анисько, Жасант – Ирина Коренева. 1996 год. @Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Мужской род, единственное число». Реж. С. Спивак. Фрэнк Хардер – Владимир Коренев, Матильда Ламар – Людмила Лушина, Альбер Ламар – Владимир Анисько, Жасант – Ирина Коренева. 1996 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В 2013 году по итогам открытого конкурса на концепцию развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов.

Московский драматический театр им. К.С. Станиславского основан в 1935 году как Оперно-драматическая студия, реорганизован в 1948 году.

В 2013 году театр получил название «Электротеатр Станиславский».

Художественный руководитель — Борис Юхананов.

Театр расположен по адресу: Россия, Москва, Тверская ул., д. 23.

История здания

Основное здание театра по адресу Тверская, 23 состоит из двух строений второй половины XIX века: в одном располагается сцена, зрительный зал и фойе, а другое занимают административные помещения.

В 1872 году весь участок по соседству с Английским клубом, принадлежавший в XVIII веке роду Голицыных, выкупил тайный советник, орденоносец Иван Павлович Шаблыкин. И в 1874 году по проекту архитектора Михаила Никифорова был возведен четырехэтажный доходный дом, перпендикулярный Тверской, с торговыми галереями на первом этаже – здесь одно время соседствовали пивная, парикмахерская и галантерея. В 1888 году рядом с ним, на углу Тверской и Мамоновского переулка, появился г-образный особняк по проекту архитектора Митрофана Арсеньева – он тоже использовался как доходный. В 1913 году владение участком перешло к графу Алексею Капнисту, который вскоре сдал один из домов в аренду известному кинопромышленнику Абраму Гехтману, имевшему к тому времени в Москве целую «сеть» кинотеатров – или, как тогда называли, электротеатров, – и прокатную фирму «Глобус». По заказу Гехтмана узкий доходный дом был перестроен под новый электротеатр с залом на 900 мест, оркестровой ямой перед экраном, двумя фойе, двумя парадными лестницами и буфетом. Особняк приобрел новый неоклассический фасад с балконом и скульптурами львов на крыше, вторящий облику Английского клуба. Электротеатр «Арс» громко открылся в ноябре 1915 года показом картины «Сон о мечте золотой». Эта дата видна на фасаде и сегодня, как и табличка о том, что в 1918 году здесь на собрании по случаю годовщины революции выступал В.И. Ленин.

1935 год. Московский театр для детей под руководством Н.И. Сац
1935 год. Московский театр для детей под руководством Н.И. Сац

Демонстрировать киноновинки «Арсу» долго не пришлось – революция, гражданская война и Декрет о национализации кинематографа 1919 года приостановили его работу, здание пришло в упадок и было почти заброшено, пока в 1921 году по инициативе юной Натальи Сац, умело договорившейся с наркомом просвещения А.В. Луначарским, оно не было передано ее новому детищу – Московскому театру для детей. Правда, передано не целиком, а на условиях паритетного существования с кинотеатром, в годы нэпа возобновившем активную деятельность. 13 июля 1921 года театр (ныне – это Российский академический молодежный театр) открылся после ремонта спектаклем «Жемчужина Адальмины». В таком соседстве театр и кинотеатр существовали еще несколько лет – сначала сдался кинотеатр, а в 1936 году Центральному детскому театру передали здание бывшего МХАТ-2 на Театральной площади, а на Тверскую (улицу Горького) в 1940-е въехал Московский ТЮЗ.

Начало 1950-х
Начало 1950-х

А уже в 1950 году новым владельцем здания стал Московский драматический театр им. К.С. Станиславского.

За сто лет строение пережило не одну реконструкцию: в 1940 году в связи с генпланом расширения улицы Горького театр был передвинут в глубь квартала. В 1955, в хрущевскую кампанию по борьбе с архитектурными излишествами фактурный фасад потерял большую часть своего объемного декора: был утрачен центральный балкон, колонны превратились в пилястры, пришлось расстаться и с львами на карнизе. В 1973 году был надстроен этаж над угловым корпусом, где административные помещения соседствовали с коммунальными квартирами.

В 2013 году очередную реконструкцию здания осуществило архитектурное бюро Wowhaus, объединившее разрозненные помещения здания в цельное функциональное пространство, современными средствами обнажившее и подчеркнувшее исторический декор интерьеров.

2017
2017