Уважаемые зрители!
20 апреля фойе будет закрыто по техническим причинам.

17 мая исполнилось бы 80 лет Елизавете Сергеевне Никищихиной

17 мая 2021

17 мая исполнилось бы 80 лет Елизавете Сергеевне Никищихиной.

«Это была редкая индивидуальность, соединившая способность к самой острой, смелой характерности с глубочайшим, трепетным лиризмом». Так написал о ней Борис Львов-Анохин, режиссер, подаривший ей судьбоносную роль Антигоны в спектакле 1966 года, а с ней открывший и саму суть ее дарования, ее главную актерскую тему: контрастности душевных качеств личности, внутренней неуспокоенности и затаенной тоски по любви и красоте.

Никищихина рассказывала, что чувствовала себя актрисой с самого детства, и уже в 16 лет сделала выбор в пользу театра, уйдя из дома, непонятая отцом, в молодежную Студию при Театре им. Станиславского, в репертуаре которого сразу же начала играть россыпь смешных девчонок-современниц. Ей прочили карьеру комедийно-характерного амплуа – за негероическую внешность и голос и умение создавать выразительные и точно схваченные человеческие портреты. Однако в ее жизни случились грандиозная Антигона, а рядом – девушка-журавль Цу в поэтической японской притче «Журавлиные перья», а потом и Луиза Миллер в шиллеровском «Коварстве и любви», и Лиззи в «Продавце дождя», и конечно, неожиданная мятущаяся Васса Железнова в трактовке Васильева, а незадолго до смерти и парадоксальная Агафья Тихоновна в «Женитьбе», поставленной Мирзоевым.

В кино она в основном играла комедийные эпизоды, а своими авторами называла Достоевского и Теннеси Уильямса, мечтала о Бланш из «Трамвая "Желание"», и вдохновлялась поэзией Эмили Дикинсон, играя моноспектакль о ней.

Ее творческой судьбе – востребованности и диапазону ролей могли бы позавидовать многие актрисы, но ей, кажется, всегда было нужно больше. Никищихина воспринимала профессию как священнодействие, исповедь, самоочищающую и затратную до предела. И как только она утратила силы и веру, ушла.

 

Поделиться: