Жизнь есть сон

Копродукция Электротеатра и Teatro Español
Режиссер: Наталья Менендес
Поделиться:

Ближайшие показы

17 октября,  Воскресенье
19:00
19 октября,  Вторник
19:00
20 октября,  Среда
19:00
14 декабря,  Вторник
19:00

При поддержке Посольство Королевства Испания в Российской Федерации, Института Сервантеса в Москве и Отдела туризма Посольства Испании

По пьесе Педро Кальдерона в переводе Натальи Ванханен

Спектакль испанского режиссера Натальи Менендес «Жизнь есть сон», премьера которого произойдет на Основной сцене Электротеатра в октябре 2021 года в рамках международного фестиваля «Территория», – принципиально значимый для культур обеих стран, России и Испании, проект. Знаменитая пьеса великого драматурга эпохи барокко  Педро Кальдерона де ла Барка переведена по заказу Института Сервантеса специально для этой работы Натальей Ванханен, которая живым русским стихом передала красоту и поэтичность оригинала. Спектакль Натальи Менендес, осуществляемый с артистами Электротеатра, – часть проекта «Кальдерон Дуо / Calderon Duo»; вторая часть – спектакль «Стойкий принцип» Бориса Юхананова в Электротеатре Станиславский.

Пьеса «Жизнь есть сон» – ключевая для Кальдерона философская драма, открывающая катастрофическое несовпадение между желаниями человека и его судьбой, казалось бы, сокрушающей надежды. И все же, считает Наталья Менендес, эта пьеса – способ найти выход и надежду в мире, который, казалось бы, обречен на войны, отчаяние и потери. Мотив стойкости человека перед искушениями и испытаниями существенен и для второго текста проекта – «Стойкого принца», положенного в основу спектакля Бориса Юхананова. В обоих вещах актуализируется понятие некой нравственной силы, которая помогает человеку выстоять в самых тяжелых обстоятельствах. Нарушенный в мире баланс между миром и войной тоже является темой этого проекта – его герои и их судьбы взывают к покою, восстановлению баланса и к возможному счастью. Соединяя в режиме копродукции две культуры, два языка, две театральные системы, испано-российский проект по Кальдерону – красивый вызов современности.

 




Сколько снов на пути от начала поисков до встречи? Кто является причиной ночных кошмаров? Есть ли миражи в сновидениях? Что видят во снах власть имущие? Хозяева ли мы своим действиям? Как мы выбираем мечту? На что способна женщина, желая отстоять свое запятнанное достоинство? Кальдерон вдыхает жизнь в молодого принца, поднимает актуальные политические вопросы, осмеливается наделить его своими иллюзиями, тревогами, прихотями и стремлениями. Он описывает манипуляции и насилие, с которыми сталкивались они оба, и автор и принц, такие, как поиск идентичности, связанный со второй сюжетной линией пьесы, относящейся к Росауре, даме из Московии. Мы являемся свидетелями непростой судьбы молодой женщины, которая переодевается мужчиной, чтобы восстановить свою честь, запятнанную герцогом Московским. Кроме того, она, наконец, встретится со своим отцом и будет бороться против всех, кто может причинить ей вред. Это борьба за достоинство. Разве это что-то устаревшее? В пьесе «Жизнь есть сон» речь идет о великих лабиринтах любви и власти, которые ведут человека к умению слышать и прощать, доброте. Эта великая пьеса начала свое путешествие еще в XVII веке: Брюссель, Амстердам, Гамбург и Данциг, Польша…. Из Московии в Москву, из прошлого в настоящее, – так живет классика. Пьеса пленила меня с того самого момента, как я впервые прочитала ее. Она всегда была рядом со мной, тем или иным образом, напоминала о себе. И сейчас, словно по прихоти судьбы, Кальдерон подает мне знак, и я отвечаю ему этим совместным проектом между Москвой и Мадридом. Я благодарю Электротеатр Станиславский, художественного руководителя Бориса Юхананова и его команду, всех создателей спектакля, актеров театра, Институт Сервантеса и фестиваль «Территория» за веру в то, что мечты могут стать реальностью, и за возможность разделить этот жизненный опыт, играя в театр.
Наталья Менендес
Наш проект называется «Кальдерон». Мы решили практически осуществить два взгляда – взгляд из России и взгляд из Испании – на это безгранично глубокое пространство и время, имя которому Кальдерон. Мы не исчерпываем этим проектом все потенциалы этих текстов, спрятанного там театра и потрясающей поэзии. Но принимаем их на себя при помощи одного театра и двух взглядов. Территории, которые принимают на себя бесконечную поэзию Кальдерона, – это два мастера; один из России, один из Испании. Создаются два спектакля, один – «Стойкий принцип», другой – «Жизнь есть сон»; тем самым реализуется возможность обнаружить два взгляда на один предмет. Для меня взгляд всегда связан со светом – мы как бы включаем свет из разных геометрий и мест. И в этом свете оказываются, в первую очередь, текст и театр.
Борис Юхананов

Смотрите также Весь репертуар

1